Программа воспитания МБОУСОШ№6 г.Ипатово на 2022-2023 уч.г.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа №6 г.Ипатово
Ипатовского района Ставропольского края
«Принято»:
Педагогическим
советом
Протокол № 1
от 29.08. 2022 г

«Утверждено»:
Директор школы
Л.В.Попова
__________
« 29 » 08
2022 г.

Приказ №…………………

ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ
МБОУСОШ№6
г.Ипатово
на 2022-2023 уч.г.

Разработчик:
Бурлуцкая Ирина Михайловна,
заместитель директора
по воспитательной работе
МБОУ СОШ №6 г.Ипатово

г.Ипатово, 2022

1. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗУЕМОГО В ШКОЛЕ
ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа №6 города Ипатово осуществляет свою
обучающую функцию с 1953 года. Школа расположена в центре города
Ипатово. Данное местоположение является выгодным для учащихся, т.к.
в районе школы находятся МБУ ЦДО (центр дополнительного образования
детей), Центр по делам молодежи, районная библиотека, Городской Дом
Культуры, Культурно-досуговый Центр «Октябрь», районный краеведческий
Музей, Детская школа искусств и детская художественная школа, что
позволяет осуществлять тесное взаимодействие с данными центрами по
воспитанию учащихся.
Проектная мощность школы –860 учебных мест, фактическая
наполняемость – 850.
Количество сотрудников школы составляет 76 человек, их них:
- административно-управленческий персонал – 5 человек;
- педагогических работников – 49 человек (учителей - 41, прочих
педагогических работников - 8);
- вспомогательный персонал - 20;
- совместителей - 2.
Из числа руководящих и педагогических работников высшее
профессиональное образование имеют 43 педагога, среднее специальное - 7.
Высшая квалификационная категория присвоена 31 педагогическому работнику,
первая - 4.
Средний возраст педагогических работников составляет 56 лет. В возрасте
до 35 лет трудятся 4 педагога, пенсионного возраста - 21. Стаж работы до 3-х
лет - 1 педагог, до 15-ти лет - 7, 20 лет и более – 36 сотрудников.
Один педагогический работник имеет почётное звание «Заслуженный
учитель Российской Федерации», 2 учителя награждены значком «Отличник
народного просвещения», 10 человек награждены значком «Почётный работник
общего образования Российской Федерации», 5 человек награждены почётными
грамотами Министерства образования и науки Российской Федерации, 25 награждены почетными грамотами регионального и муниципального уровней.
Школа располагает достаточным количеством кабинетов для
получения учащимися качественного образования и воспитания, имеется 2
спортивных зала, спортивные площадки с твердым и мягким покрытием,
актовый зал, библиотека, мастерские, Музей Боевой и Трудовой
Славы,кабинеты социально-психологической службы и логопеда. В течение
учебного года в библиотеке школы обновляются выставки тематической
литературы, посвященные знаковым датам и важным событиям. Горячим
питанием охвачено 630 детей, что составляет 75% от общего числа
обучающихся. Из них, 39 детей льготной категории получают бесплатное
горячее питание за счет средств местного бюджета.

В 2020 году школа получила компьютерное оборудование в рамках
регионального проекта «Цифровая образовательная среда» национального
проекта «Образование», два педагога школы прошли профессиональную
переподготовку по теме «Специалист по информационно – коммуникационным
и цифровым технологиям в образовательных учреждениях» на базе ГАОУ ВО
«Невиномысский государственный гуманитарно – технический институт».
Поиск новых путей эффективной организации воспитательного процесса в
МБОУСОШ№6 г.Ипатово обусловлен тем, что государственная стратегия
обеспечения роста конкурентоспособности страны, ее успешного и устойчивого
развития требует совершенствования человеческого потенциала, определяемого
во многом состоянием системы образования. В условиях решения этих
стратегических задач важнейшими качествами личности становятся
инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные
решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в
течение всей жизни.Поэтому, тема реализацией которой работает школ звучит
так:«Создание
целостной
системы
формирования
компетенций
современного выпускника в рамках внедрения стандартов нового
поколения».
На Федеральном уровне определены стратегические задачи развития
образовательной системы; решение этих задач возможно в условиях
использования инновационных подходов к организации воспитания,
межведомственного взаимодействия субъектов, реализующих программы
воспитания, и при участии общественности.
При построении воспитательной системы МБОУСОШ№6 г.Ипатово мы
исходим из того, что естественной потребностью ребенка является потребность
в успехе, под которым мы понимаем осознаваемое этим ребенком
общественное признание собственных достижений. Иными словами, мы
считаем, что написанные стихи имеют смысл тогда, когда их печатают в
школьной газете или альманахе, спектакли – когда на них есть зрители, а
конкурсы и состязания – если за победу в них награждают, за участие
благодарят, а за поражение… дают возможность победить в другом
соревновании. Таким образом, воспитательная система должна способствовать
созданию комфортной образовательной среды, в которой ребенок будет
ощущать себя активным участником и творцом школьной действительности,
личностью, способной реализовать свой потенциал и добиться успеха в рамках
образовательной системы. Мы строим «понимающий мир» , хотим видеть свою
школы школой «Добра и разума».
Естественно, что субъектом обучения и воспитания является один и тот же
школьник, поэтому разграничивать эти два вида деятельности в структуре
школьного образования невозможно. Мы стремимся к интеграции учебной и вне
учебной деятельности, их взаимопроникновению, т. е. создаем условия, в
которых само освоение учебной программы позволит ученику удовлетворить

свои потребности в самореализации. В этом случае учиться хорошо станет
престижно, а рост личностных достижений конкретного ученика возможно
станет не только фактом его биографии (что само по себе достаточно значимо),
но и достоянием школы, объектом сопереживания и основой мотивации
остальных школьников.
Школьный коллектив включает в себя разнонаправленных личностей, одни
прекрасно учатся, у других это не получается, но они замечательно рисуют,
активно занимаются спортом или делают что – то еще, не вписывающееся в
рамки предметной или учебной деятельности. Опыт нашей работы показывает,
что отмеченные достижения в одной области способствуют комфортному
существованию этого ученика в школьной среде, побуждают его к развитию в
остальных направлениях образовательного процесса. Именно поэтому, мы
постоянно разрабатываем такие формы деятельности, где любой ученик школы
мог проявить себя с лучшей стороны. Эта сторона нашей работы включает в себя
проектирование новых ситуаций достижения, и разработку возможных сфер
проявления личности школьника в образовательной среде школы.
Основными направлениями работы педагогов дополнительного образования
являлись развитие у обучающихся мотивации к познанию и творчеству;
интеллектуальное духовное развитие личности ребенка; приобщение учащихся
к общечеловеческим ценностям; создание условий для социального, культурного
и профессионального самоопределения, формирование и закрепление
традиций школы. Процесс воспитания в МБОУСОШ№6 г.Ипатово основывается
на следующих принципах взаимодействия педагогов и школьников:
- неукоснительного соблюдения законности и прав семьи и ребенка,
соблюдения конфиденциальности информации о ребенке и семье, приоритета
безопасности ребенка при нахождении в образовательной организации;
- ориентира на создание в образовательной организации психологически
комфортной среды для каждого ребенка и взрослого, без которой невозможно
конструктивное взаимодействие школьников и педагогов;
- реализации процесса воспитания главным образом через создание в
школе детско-взрослых общностей, которые бы объединяли детей и педагогов
яркими и содержательными событиями, общими позитивными эмоциями и
доверительными отношениями друг к другу;
- организации основных совместных дел школьников и педагогов как
предмета совместной заботы и взрослых, и детей;
- системности, целесообразности и не шаблонности воспитания как
условий его эффективности.
Основными традициями воспитания в МБОУСОШ 6 г.Ипатово
являются:
- годовой цикл ключевых общешкольных дел, связанных с важнейшими
историческими датами и направлениями воспитательной деятельности,
являющихся приоритетными для школы, через которые осуществляется

интеграция воспитательных усилий педагогов.
- важной чертой каждого ключевого дела и большинства используемых
для воспитания других совместных дел педагогов и школьников – коллективная
разработка, коллективное планирование, коллективное проведение и
коллективный анализ их результатов;
- в школе создаются такие условия, чтобы по мере взросления ребенка
увеличивалась и его роль в таких совместных делах (от пассивного наблюдателя
до организатора);
- в проведении общешкольных дел присутствует дружественная соревновательность между классами и максимально поощряется конструктивное
межклассное и межвозрастное взаимодействие школьников;
- педагоги школы ориентированы на формирование коллективов в
рамках школьных классов, кружков, секций и иных детских объединений, на
установление в них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений;
- ключевой фигурой воспитания в школе является классный
руководитель, реализующий по отношению к детям защитную,
личностно
развивающую, организационную, посредническую (в разрешении конфликтов)
функции.
2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ
В соответствии с Концепцией духовно-нравственного воспитания
российских школьников, современный национальный идеал личности,
воспитанной в новой российской общеобразовательной школе, – это
высоконравственный,
творческий,
компетентный
гражданин
России,
принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающей ответственность
за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных
традициях российского народа.
Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых
для нашего общества ценностях (таких как семья, труд, отечество, природа, мир,
знания, культура, здоровье, человек) формулируется общая цель воспитания в
общеобразовательной организации – личностное развитие школьников,
проявляющееся:
1) в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на
основе этих ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых знаний);
2) в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям
(то есть в развитии их социально значимых отношений);
3) в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения,
опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть в
приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел).
Данная цель ориентирует педагогов не на обеспечение соответствия
личности ребенка единому стандарту, а на обеспечение позитивной динамики
развития его личности.
Конкретизация общей цели воспитания применительно к возрастным
особенностям школьников позволяет выделить в ней следующие целевые
приоритеты, соответствующие трем уровням общего образования:

1. В воспитании детей младшего школьного возраста (уровень начального
общего образования) таким целевым приоритетом является создание
благоприятных условий для усвоения школьниками социально значимых знаний
– знаний основных норм и традиций того общества, в котором они живут.
Выделение данного приоритета связано с особенностями детей младшего
школьного возраста: с их потребностью самоутвердиться в своем новом
социальном статусе - статусе школьника, то есть научиться соответствовать
предъявляемым к носителям данного статуса нормам и принятым традициям
поведения. Такого рода нормы и традиции задаются в школе педагогами и
воспринимаются детьми именно как нормы и традиции поведения школьника.
Знание их станет базой для развития социально значимых отношений
школьников и накопления ими опыта осуществления социально значимых дел и
в дальнейшем, в подростковом и юношеском возрасте. К наиболее важным из
них относятся следующие:
- быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом
(сестрой), внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах
семьи; выполнять посильную для ребёнка домашнюю работу, помогая старшим;
- быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час» как
в учебных занятиях, так и в домашних делах;
- знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город, село,
свою страну;
- беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в
классе или дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о
бездомных животных в своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не
засорять бытовым мусором улицы, леса, водоёмы);
- проявлять миролюбие — не затевать конфликтов и стремиться решать
спорные вопросы, не прибегая к силе;
- стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить
знания;
- быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;
- соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ
жизни;
- уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду;
стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь
прощать обиды, защищать слабых, по мере возможности помогать
нуждающимся в этом
людям; уважительно относиться к людям иной
национальной или религиозной принадлежности, иного имущественного
положения, людям с ограниченными возможностями здоровья;
- быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в
чём-то непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и проявлять
инициативу, отстаивать своё мнение и действовать самостоятельно, без помощи
старших.
Знание младшим школьником данных социальных норм и традиций,
понимание важности следования им имеет особое значение для ребенка этого
возраста, поскольку облегчает его вхождение в широкий социальный мир, в

открывающуюся ему систему общественных отношений.
2. В воспитании детей подросткового возраста (уровень основного общего
образования) таким приоритетом является создание благоприятных условий для
развития социально значимых отношений школьников, и, прежде всего,
ценностных отношений:
- к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;
- к труду как основному способу достижения жизненного благополучия
человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и
ощущения уверенности в завтрашнем дне;
- к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором
человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему
предками и которую нужно оберегать;
- к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования,
нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека;
- к миру как главному принципу человеческого общежития, условию
крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и
создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье;
- к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее
человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;
- к культуре как духовному богатству общества и важному условию
ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение,
музыка, искусство, театр, творческое самовыражение;
- к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего
настроения и оптимистичного взгляда на мир;
- к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как
равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать
доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку
радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества;
- к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и
самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее.
Данный ценностный аспект человеческой жизни чрезвычайно важен для
личностного развития школьника, так как именно ценности во многом
определяют его жизненные цели, его поступки, его повседневную жизнь.
Выделение данного приоритета в воспитании школьников, обучающихся на
ступени основного общего образования, связано с особенностями детей
подросткового возраста: с их стремлением утвердить себя как личность в
системе отношений, свойственных взрослому миру. В этом возрасте особую
значимость для детей приобретает становление их собственной жизненной
позиции, собственных ценностных ориентаций. Подростковый возраст –
наиболее удачный возраст для развития социально значимых отношений
школьников.
3. В воспитании детей юношеского возраста (уровень среднего общего
образования) таким приоритетом является создание благоприятных условий для
приобретения школьниками опыта осуществления социально значимых дел.

Выделение данного приоритета связано с особенностями школьников
юношеского возраста: с их потребностью в жизненном самоопределении, в
выборе дальнейшего жизненного пути, который открывается перед ними на
пороге самостоятельной взрослой жизни. Сделать правильный выбор
старшеклассникам поможет имеющийся у них реальный практический опыт,
который они могут приобрести в том числе и в школе. Важно, чтобы этот опыт
оказался социально значимым, так как именно он поможет гармоничному
вхождению школьников во взрослую жизнь окружающего их общества. Это:
- опыт дел, направленных на заботу о своей семье, родных и близких;
- трудовой опыт, опыт участия в производственной практике;
- опыт дел, направленных на пользу своему родному городу или селу,
стране в целом, опыт деятельного выражения собственной гражданской позиции;
- опыт природоохранных дел;
- опыт разрешения возникающих конфликтных ситуаций в школе, дома или
на улице;
- опыт самостоятельного приобретения новых знаний, проведения научных
исследований, опыт проектной деятельности;
- опыт изучения, защиты и восстановления культурного наследия
человечества, опыт создания собственных произведений культуры, опыт
творческого самовыражения;
- опыт ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других людей;
- опыт оказания помощи окружающим, заботы о малышах или пожилых
людях, волонтерский опыт;
- опыт самопознания и самоанализа, опыт социально приемлемого
самовыражения и самореализации.
Выделение в общей цели воспитания целевых приоритетов, связанных с
возрастными особенностями воспитанников, не означает игнорирования других
составляющих общей цели воспитания. Приоритет — это то, чему педагогам,
работающим со школьниками конкретной возрастной категории, предстоит
уделять первостепенное, но не единственное внимание.
Добросовестная работа педагогов, направленная на достижение
поставленной цели, позволит ребенку получить необходимые социальные
навыки, которые помогут ему лучше ориентироваться в сложном мире
человеческих взаимоотношений, эффективнее налаживать коммуникацию с
окружающими, увереннее себя чувствовать во взаимодействии с ними,
продуктивнее сотрудничать с людьми разных возрастов и разного социального
положения, смелее искать и находить выходы из трудных жизненных ситуаций,
осмысленнее выбирать свой жизненный путь в сложных поисках счастья для
себя и окружающих его людей.
Достижению поставленной цели воспитания школьников будет
способствовать решение следующих основных задач
1)
реализовывать воспитательные возможности общешкольных
ключевых дел, поддерживать традиции их коллективного планирования,
организации, проведения и анализа в школьном сообществе;
2)
реализовывать потенциал классного руководства в воспитании

школьников, поддерживать активное участие классных сообществ в жизни
школы;
3)
вовлекать школьников в кружки, секции, клубы, студии и иные
объединения, работающие по школьным программам внеурочной деятельности и
дополнительного образования, реализовывать их воспитательные возможности;
4)
использовать в воспитании детей возможности школьного урока,
поддерживать использование на уроках интерактивных форм занятий с
учащимися;
5)
инициировать и поддерживать ученическое самоуправление – как
на уровне школы, так и на уровне классных сообществ;
6)
поддерживать деятельность функционирующих на базе школы
детских общественных объединений и организаций;
7)
организовывать в школе волонтерскую деятельность и
привлекать к ней школьников для освоения ими новых видов социально
значимой деятельности;
8)
организовывать для школьников экскурсии, экспедиции, походы
и реализовывать их воспитательный потенциал;
9)
организовывать профориентационную работу со школьниками;
10)
организовать работу школьных бумажных и электронных медиа,
реализовывать их воспитательный потенциал;
11)
развивать предметно-эстетическую среду школы и реализовывать
ее воспитательные возможности;
12)
организовать работу с семьями школьников, их родителями или
законными представителями, направленную на совместное решение проблем
личностного развития детей.
Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в
школе интересную и событийно насыщенную жизнь детей и педагогов, что
станет эффективным способом профилактики антисоциального поведения
школьников.
3. ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках
следующих направлений воспитательной работы школы. Каждое из них
представлено в соответствующем модуле.
3.1. Модуль «Ключевые общешкольные дела»
Ключевые дела – это комплекс главных традиционных общешкольных дел, в
которых принимает участие большая часть школьников и которые обязательно
планируются, готовятся, проводятся и анализируются совестно педагогами и
детьми. Ключевые дела обеспечивают включенность в них большого числа детей
и взрослых, способствуют интенсификации их общения, ставят их в
ответственную позицию к происходящему в школе. Введение ключевых дел в
жизнь школы помогает преодолеть мероприятийный характер воспитания,
сводящийся к набору мероприятий, организуемых педагогами для детей.

Для этого в образовательной организации используются следующие формы
работы:
На внешкольном уровне:

Социальные проекты – ежегодные, совместно разрабатываемые и
реализуемые школьниками и педагогами комплексы дел (благотворительной,
экологической, патриотической, трудовой направленности), ориентированные на
преобразование окружающего школу социума. Конкурсы: «Базовые
национальные ценности», «По морям, по волнам», «Неопалимая Купина»,
«Рождество Христово»,«Лидер», «Волонтер года», «Живая классика», «Мамина
радость», «Фестиваль патриотической песни», «Соревнования по волейболу»,
«Соревнования по баскетболу», легкоатлетический кросс «Золотая осень».
Проводимые для жителей города, района, спортивные состязания, праздники,
фестивали, представления, которые открывают возможности для творческой
самореализации школьников и включают их в деятельную заботу об
окружающих. Социальные проекты – ежегодные совместно разрабатываемые и
реализуемые школьниками и педагогами комплексы дел (благотворительной,
экологической, патриотической, трудовой направленности), ориентированные на
преобразование окружающего школу социума: акции «Время делать добро»,
проекты «Здоровое питание», «Быстрее, выше, сильнее!», «Безопасная дорога»,
«Твоя жизнь – твой выбор», «Быть достойным», акции «Бессмертный полк»,
«Георгиевская ленточка».

открытые дискуссионные площадки – регулярно организуемый
комплекс открытых дискуссионных площадок (детских, педагогических,
родительских, совместных), на которые приглашаются представители других
школ, деятели науки и культуры, представители власти, общественности и в
рамках которых обсуждаются насущные поведенческие, нравственные,
социальные проблемы, касающиеся жизни школы, района, страны: проекты
РДШ, муниципальные семинары по обмену передовым опытом воспитательной
работы.
На школьном уровне:
общешкольные праздники
 «Праздник детства», «Зарница», «Школа выживания» – ежегодные осенние и
весенние походы, включающие в себя комплекс коллективных творческих
дел, в процессе которых складывается особая детско-взрослая общность,
характеризующаяся доверительными, поддерживающими
взаимоотношениями, ответственным отношением к делу.
 «День Знаний», «День Учителя», «Дни воинской славы», «Осенний бал»,
традиционный вечер для старшеклассников «А ну-ка, девушки!», «А ну-ка,
парни!», «Вперед, мальчишки», «Конкурс осенних букетов», акция ко дню
пожилых людей «Забота», «Масленица», «Каждой пичужке - кормушка»,
общешкольные
праздники
–
ежегодно
проводимые
творческие
(театрализованные, музыкальные, литературные и т.п.) дела, связанные со
значимыми для детей и педагогов знаменательными датами, в которых
участвуют обучающиеся всех классов школы.
Торжественные ритуалы:

 «Посвящение
в первоклассники», «Посвящение
в пятиклассники»,
«Посвящение в пешеходы», «Посвящение в читатели», «День рождения
республиканцев», «Праздник Букваря», Вечер встречи выпускников, «Огни
памяти», вступление в ряды первичного отделения РДШ, церемония вручения
аттестатов.
церемонии награждения
 «Класс –лидер года ». Церемония награждения (по итогам года) школьников и
родителей за активное участие в жизни школы, защиту чести школы в
конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, значительный вклад в развитие школы.
Способствует поощрению социальной активности детей, развитию позитивных
межличностных
отношений
между
педагогами
и
воспитанниками,
формированию чувства доверия и уважения друг к другу.
На уровне классов:

выбор и делегирование представителей классов в общешкольный Совет
обучающихся, ответственных за подготовку общешкольных ключевых дел;

участие школьных классов в реализации общешкольных ключевых дел;

проведение в рамках класса итогового анализа детьми общешкольных
ключевых дел, участие представителей классов в итоговом анализе проведенных
дел на уровне общешкольных советов дела.
На индивидуальном уровне:

вовлечение по возможности каждого ребенка в ключевые дела школы в
одной из возможных для них ролей: сценаристов, постановщиков, исполнителей,
ведущих,
декораторов,
музыкальных
редакторов,
корреспондентов,
ответственных за костюмы и оборудование, ответственных за приглашение и
встречу гостей и т.п.);

индивидуальная помощь ребенку (при необходимости) в освоении
навыков подготовки, проведения и анализа ключевых дел;

наблюдение за поведением ребенка в ситуациях подготовки, проведения
и анализа ключевых дел, за его отношениями со сверстниками, старшими и
младшими школьниками, с педагогами и другими взрослыми;

при необходимости коррекция поведения ребенка через частные беседы
с ним, через включение его в совместную работу с другими детьми, которые
могли бы стать хорошим примером для ребенка, через предложение взять в
следующем ключевом деле на себя роль ответственного за тот или иной
фрагмент общей работы.
3.2. Модуль «Классное руководство и наставничество»
Осуществляя работу с классом, классный руководитель организует работу
с коллективом класса; индивидуальную работу с учащимися вверенного ему
класса; работу с учителями, преподающими в данном классе; работу с
родителями учащихся или их законными представителями.
Работа с классом:

инициирование и поддержка участия класса в общешкольных

ключевых делах, оказание необходимой помощи детям в их подготовке,
проведении и анализе;

организация интересных и полезных для личностного
развития ребенка совместных дел с учащимися вверенного ему класса
(познавательной, трудовой, спортивно-оздоровительной, духовно-нравственной,
творческой, профориентационной направленности), позволяющие с одной
стороны, – вовлечь в них детей с самыми разными потребностями и тем самым
дать им возможность самореализоваться в них, а с другой, – установить и
упрочить доверительные отношения с учащимися класса, стать для них
значимым взрослым, задающим образцы поведения в обществе.

проведение классных часов как часов плодотворного и
доверительного общения педагога и школьников, основанных на принципах
уважительного отношения к личности ребенка, поддержки активной позиции
каждого ребенка в беседе, предоставления школьникам возможности обсуждения
и принятия решений по обсуждаемой проблеме, создания благоприятной среды
для общения.

сплочение коллектива класса через: игры и тренинги на
сплочение и командообразование; празднования в классе дней рождения детей,
включающие в себя подготовленные ученическими микрогруппами
поздравления, сюрпризы, творческие подарки и розыгрыши; регулярные беседы,
дающие каждому школьнику возможность рефлексии собственного участия в
жизни класса.

выработка совместно со школьниками законов класса,
помогающих детям освоить нормы и правила общения, которым они должны
следовать в школе.
Индивидуальная работа с учащимися:

изучение особенностей личностного развития учащихся класса
через наблюдение за поведением школьников в их повседневной жизни, в
специально создаваемых педагогических ситуациях, в играх, погружающих
ребенка в мир человеческих отношений, в организуемых педагогом беседах по
тем или иным нравственным проблемам; результаты наблюдения сверяются с
результатами бесед классного руководителя с родителями школьников, с
преподающими в его классе учителями, а также (при необходимости) – со
школьным психологом.

поддержка ребенка в решении важных для него жизненных
проблем (налаживания взаимоотношений с одноклассниками или учителями,
выбора профессии, вуза и дальнейшего трудоустройства, успеваемости и т.п.),
когда каждая проблема трансформируется классным руководителем в задачу для
школьника, которую они совместно стараются решить.

индивидуальная работа со школьниками класса, направленная на
заполнение ими личных портфолио, в которых дети не просто фиксируют свои
учебные, творческие, спортивные, личностные достижения, но и в ходе
индивидуальных неформальных бесед с классным руководителем в начале
каждого года планируют их, а в конце года – вместе анализируют свои успехи и
неудачи.


коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, его
родителями или законными представителями, с другими учащимися класса;
через включение в проводимые школьным психологом тренинги общения; через
предложение взять на себя ответственность за то или иное поручение в классе.
Работа с учителями, преподающими в классе:

регулярные
консультации
классного
руководителя
с
учителями-предметниками, направленные на формирование единства мнений
и требований педагогов по ключевым вопросам воспитания, на предупреждение
и разрешение конфликтов между учителями и учащимися;

привлечение учителей к участию во внутриклассных делах,
дающих педагогам возможность лучше узнавать и понимать своих учеников,
увидев их в иной, отличной от учебной, обстановке;

привлечение учителей к участию в родительских собраниях
класса для объединения усилий в деле обучения и воспитания детей.
Работа с родителями учащихся или их законными представителями:

регулярное информирование родителей о школьных успехах и
проблемах их детей, о жизни класса в целом;

помощь родителям школьников или их законным представителям в
регулировании отношений между ними, администрацией школы и
учителями-предметниками;

организация родительских собраний, происходящих в режиме
обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников;

создание и организация работы родительских комитетов
классов, участвующих в управлении образовательной организацией и
решении вопросов воспитания и обучения их детей;

привлечение членов семей школьников к организации и
проведению дел класса;

организация на базе класса семейных праздников, конкурсов,
соревнований, направленных на сплочение семьи и школы.
Модуль 3.3. «Курсы внеурочной деятельности
и дополнительного образования»
Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности и
дополнительного образования преимущественно осуществляется через:
- вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность,
которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести
социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного
развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально
значимых делах;
- формирование в кружках, секциях детско-взрослых общностей, которые
могли бы объединять детей и педагогов общими позитивными эмоциями и
доверительными отношениями друг к другу;
- создание в детских объединениях традиций, задающих их членам
определенные социально значимые формы поведения;
- поддержку в детских объединениях школьников с ярко выраженной

лидерской позицией и установкой на сохранение и поддержание накопленных
социально значимых традиций;
- поощрение педагогами детских инициатив и детского самоуправления.
Реализация воспитательного потенциала курсов внеурочной деятельности и
дополнительного образования происходит в рамках следующих выбранных
школьниками видов деятельности .Формы внеурочной деятельности в
соответствии с ФГОС НОО и ФГОС ООО по направлениям (спортивнооздоровительное,
общеинтеллектуальное,
общекультурное,
духовнонравственное ,социальное )
Дополнительное образование.
Познавательная деятельность.
Курсы дополнительного образования, направленные на передачу
школьникам социально значимых знаний, развивающие их любознательность,
позволяющие привлечь их внимание к экономическим, политическим,
экологическим, гуманитарным проблемам нашего общества, формирующие их
гуманистическое мировоззрение и научную картину мира.
Спецкурсы по предметам
Художественное творчество.
Курсы дополнительного образования, создающие благоприятные условия
для просоциальной самореализации школьников, направленные на раскрытие их
творческих способностей, формирование чувства вкуса и умения ценить
прекрасное, на воспитание ценностного отношения школьников к культуре и их
общее духовно-нравственное развитие.

«Волшебная кисть»

«Живопись»
Спортивно-оздоровительная деятельность. Курсы дополнительного
образования, направленные на физическое развитие школьников, развитие их
ценностного отношения к своему здоровью, побуждение к здоровому образу
жизни, воспитание силы воли, ответственности, формирование установок на
защиту слабых.

«Баскетбол», «Волейбол», « Футбол»
Курс дополнительного образования «Финансовая грамотность».
Цель-формирование у учащихся готовности принимать ответственные и
обоснованные решения в области управления личными финансами,
способности реализовать эти решения. Ребята дополнительно получают знания
об управлении семейным бюджетом и личными финансами, функционировании
фондового рынка и банковской системы.
Курс дополнительного образования «Хореография». Цель-создание
условий для раскрытия творческого потенциала воспитанников и повышения
их технического мастерства и выразительности посредством танца.
3.4. Модуль «Школьный урок»
Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала урока
предполагает следующее:


установление доверительных отношений между учителем и его
учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и
просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации,
активизации их познавательной деятельности;

побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые
нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками
(школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;

привлечение внимания школьников к ценностному аспекту
изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке
социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения,
высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней
отношения;

использование воспитательных возможностей содержания
учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного,
гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через
подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных
ситуаций для обсуждения в классе;

применение на уроке интерактивных форм работы учащихся:
интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников;
дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в
театральных постановках; дискуссий, которые дают учащимся возможность
приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы
в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими
детьми;

включение в урок игровых процедур, которые помогают
поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных
межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной
атмосферы во время урока;

организация шефства мотивированных и эрудированных
учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам
социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;

инициирование и поддержка исследовательской деятельности
школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых
исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести
навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования
и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим
идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного
выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки
зрения.
3.5. Модуль «Самоуправление»
Поддержка детского самоуправления в школе помогает педагогам
воспитывать в детях инициативность, самостоятельность, ответственность,
трудолюбие, чувство собственного достоинства, а школьникам – предоставляет
широкие возможности для самовыражения и самореализации. Это то, что готовит

их к взрослой жизни. Поскольку учащимся младших и подростковых классов не
всегда удается самостоятельно организовать свою деятельность, детское
самоуправление иногда и на время может трансформироваться (посредством
введения функции педагога-куратора) в детско-взрослое самоуправление.
Детское самоуправление в школе осуществляется следующим образом
На уровне школы:

через деятельность выборного Совета обучающихся, в состав
которого входят представители Совета РДШ, отряда ЮИД, научного общества
обучающихся. Совет обучающихся создан для учета мнения школьников по
вопросам
управления
образовательной
организацией
и
принятия
административных решений, затрагивающих их права и законные интересы;

через работу постоянно действующего школьного актива,
инициирующего и организующего проведение личностно значимых для
школьников событий и ключевых дел (соревнований, конкурсов, фестивалей,
капустников, флешмобов и т.п.) и по направлениям РДШ – личностное развитие,
гражданская активность, военно-патриотическое направление, информационномедийное направление;

через деятельность творческих советов дела, отвечающих за
проведение тех или иных конкретных мероприятий, праздников, вечеров, акций и
т.п.;

через деятельность созданной из наиболее авторитетных
старшеклассников и курируемой школьным психологом школьной службы
медиации по урегулированию конфликтных ситуаций в школе.
На уровне классов:

через деятельность выборных по инициативе и предложениям
учащихся класса лидеров (активистов РДШ по направлениям деятельности,
командиров классов), представляющих интересы класса в общешкольных делах и
призванных координировать его работу с работой общешкольных органов
самоуправления и классных руководителей;

через деятельность выборных органов
самоуправления,
отвечающих за различные направления работы класса;

через организацию на принципах самоуправления жизни детских
групп, отправляющихся в походы, экспедиции, на экскурсии, осуществляемую
через систему распределяемых среди участников ответственных должностей.
На индивидуальном уровне:

через вовлечение школьников в планирование, организацию,
проведение и анализ общешкольных и внутриклассных дел;

через
реализацию
школьниками,
взявшими
на
себя
соответствующую роль, функций по контролю за порядком и чистотой в классе,
уходом за классной комнатой, комнатными растениями и т.п.
3.6. Модуль «Детские общественные объединения»
Действующие на базе школы первичное отделение общероссийской
общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское
движение школьников»- это добровольное, самоуправляемое, некоммерческое

формирование, созданные по инициативе детей и взрослых, объединившихся на
основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе
общественного объединения. Его правовой основой является ФЗ от 19.05.1995 N
82-ФЗ (ред. от 20.12.2017) "Об общественных объединениях" (ст. 5). Воспитание в
первичном отделении общероссийской общественно-государственной детскоюношеской организации «Российское движение школьников» осуществляется
через:

утверждение и последовательную реализацию в детском
общественном объединении демократических процедур (выборы руководящих
органов объединения – Совет РДШ, Совет научного общества - подотчетность
выборных органов общему сбору объединения; ротация состава выборных
органов и т.п.), дающих ребенку возможность получить социально значимый опыт
гражданского поведения;

организацию общественно полезных дел, дающих детям
возможность получить важный для их личностного развития опыт осуществления
дел, направленных на помощь другим людям, своей школе, обществу в целом;
развить в себе такие качества как внимание, забота, уважение, умение
сопереживать, умение общаться, слушать и слышать других;

поддержку и развитие в детском объединении его традиций и
ритуалов, формирующих у ребенка чувство общности с другими его членами,
чувство причастности к тому, что происходит в объединении (реализуется
посредством введения особой символики детского объединения, проведения
ежегодной церемонии посвящения в члены детского объединения, создания и
поддержки интернет-странички детского объединения в соцсетях, организации
деятельности пресс-центра детского объединения, проведения традиционных
огоньков – формы коллективного анализа проводимых детским объединением
дел).
Модуль 3.7. «Волонтерство»
Волонтерство – это участие школьников в общественно-полезных делах,
деятельности на благо конкретных людей и социального окружения в целом. .
Событийное волонтерство предполагает участие школьников в проведении
разовых акций, которые часто носят масштабный характер, проводятся на уровне
района, города, страны. Повседневное волонтерство предполагает постоянную
деятельность школьников, направленную на благо конкретных людей и
социального окружения в целом. Волонтерство позволяет школьникам проявить
такие качества как внимание, забота, уважение. Волонтерство позволяет развивать
коммуникативную культуру, умение общаться, слушать и слышать,
эмоциональный интеллект, эмпатию, умение сопереживать.
На базе школы действует волонтерский отряд «Прометей».
Воспитательный потенциал волонтерства реализуется следующим образом
На внешкольном уровне:

участие школьников в организации культурных, спортивных,
развлекательных мероприятий районного и городского уровня от лица школы (в
работе курьерами, встречающими лицами, помогающими сориентироваться на

территории проведения мероприятия, ответственными за техническое
обеспечение мероприятия и т.п.);

участие школьников в организации культурных, спортивных,
развлекательных мероприятий, проводимых на базе школы (в том числе
районного, городского характера);

посильная помощь, оказываемая школьниками пожилым людям,
проживающим в микрорайоне расположения образовательной организации;

привлечение школьников к совместной работе с учреждениями
социальной сферы (детские сады, детские дома, дома престарелых, центры
социальной помощи семье и детям, учреждения здравоохранения) – в проведении
культурно-просветительских и развлекательных мероприятий для посетителей
этих учреждений, в помощи по благоустройству территории данных учреждений;

участие школьников (с согласия родителей или законных
представителей) к сбору помощи для нуждающихся, в том числе военнослужащих
в регионах стихийных бедствий, военных конфликтов, чрезвычайных
происшествий.
На уровне школы:

участие школьников в организации праздников, торжественных
мероприятий, встреч с гостями школы;

участие школьников в работе с младшими ребятами: проведение
для них праздников, утренников, тематических вечеров;

участие школьников к работе на прилегающей к школе территории
(работа в школьном саду, благоустройство клумб, уход за деревьями и
кустарниками).
3.8. Модуль «Экскурсии, экспедиции, походы»
Экскурсии, экспедиции, походы помогают школьнику расширить свой
кругозор, получить новые знания об окружающей его социальной, культурной,
природной среде, научиться уважительно и бережно относиться к ней, приобрести
важный опыт социально одобряемого поведения в различных внешкольных
ситуациях. На экскурсиях, в экспедициях, в походах создаются благоприятные
условия для воспитания у подростков самостоятельности и ответственности,
формирования у них навыков самообслуживающего труда, преодоления их
инфантильных и эгоистических наклонностей, обучения рациональному
использованию своего времени, сил, имущества. Эти воспитательные
возможности реализуются в рамках следующих видов и форм деятельности
Существенный вклад в развитие системы патриотического воспитания
вносит школьный музей Боевой Трудовой Славы МБОУ СОШ №6 г.Ипатово.
Его деятельность является одной из форм дополнительного образования,
развивающей сотворчество, активность, самодеятельность учащихся в процессе
сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов,
имеющих воспитательную и познавательную ценность. Работа ведется по
направлениям:
1. Поисковая деятельность.

2. Исследовательская деятельность учащихся.
3. Экскурсионно – просветительская деятельность.
4. Оформительская деятельность.
5. Методическая работа.
3.9. Модуль «Профориентация»
Совместная деятельность педагогов и школьников по направлению
«Профориентация» включает в себя профессиональное просвещение школьников;
диагностику и консультирование по проблемам профориентации, организацию
профессиональных проб школьников. Задача совместной деятельности педагога и
ребенка – подготовить школьника к осознанному выбору своей будущей
профессиональной деятельности. Создавая профориентационно значимые
проблемные ситуации, формирующие готовность школьника к выбору, педагог
актуализирует его профессиональное самоопределение, позитивный взгляд на
труд в постиндустриальном мире, охватывающий не только профессиональную,
но и внепрофессиональную составляющие такой деятельности. Эта работа
осуществляется через:

циклы профориентационных часов общения, направленных на
подготовку школьника к осознанному планированию и реализации своего
профессионального будущего;

профориентационные игры: симуляции, деловые игры, квесты,
решение кейсов (ситуаций, в которых необходимо принять решение, занять
определенную позицию), расширяющие знания школьников о типах профессий, о
способах выбора профессий, о достоинствах и недостатках той или иной
интересной школьникам профессиональной деятельности;

экскурсии на предприятия города, дающие школьникам начальные
представления о существующих профессиях и условиях работы людей,
представляющих эти профессии;

посещение профориентационных выставок, ярмарок профессий,
дней открытых дверей в средних специальных учебных заведениях и вузах;

организация на базе школы трудовой деятельности учащихся 8-10
классов осуществляется в соответствии с договором с учреждением «Центр
занятости населения Ипатовского района»;

совместное с педагогами изучение интернет ресурсов,
посвященных выбору профессий, прохождение профориентационного онлайнтестирования, прохождение онлайн курсов по интересующим профессиям и
направлениям образования.

Социально-психологическое слопровождение старшеклассников по
профориентации

Сотрудничество с ведущими вузами,техникумами и пр.

Участие в уроках «Проектории» в рамках проекта «Билет в
будущее»
3.10. Модуль «Школьные и социальные медиа»

В МБОУСОШ№6 г.Ипатово функционирует школьный медиацентр, в составе
которого: школьная газета «Школьная жизнь», инстаграмм и новостной канал
ЮТУБ МБОУ СОШ №6 г.Ипатово.
Цель школьных медиа (совместно создаваемых школьниками и педагогами
средств распространения текстовой, аудио и видео информации) – развитие
коммуникативной культуры школьников, формирование навыков общения и
сотрудничества,
поддержка
творческой
самореализации
учащихся.
Воспитательный потенциал школьных медиа реализуется в рамках следующих
видов и форм деятельности:
 школьная газета, на страницах которой размещаются новости обо всех
проводимых мероприятиях которые интересны педагогам, школьникам.
3.11. Модуль «Организация предметно-эстетической среды»
Окружающая ребенка предметно-эстетическая среда школы, при условии ее
грамотной организации, обогащает внутренний мир ученика, способствует
формированию у него чувства вкуса и стиля, создает атмосферу психологического
комфорта, поднимает настроение, предупреждает стрессовые ситуации,
способствует позитивному восприятию ребенком школы. Воспитывающее
влияние на ребенка осуществляется через такие формы работы с предметноэстетической средой школы как:

оформление интерьера школьных помещений (вестибюля,
коридоров, рекреаций, залов, лестничных пролетов и т.п.) и их периодическая
переориентация, которая может служить хорошим средством разрушения
негативных установок школьников на учебные и внеучебные занятия;

размещение на стенах школы регулярно сменяемых экспозиций:
творческих работ школьников, позволяющих им реализовать свой творческий
потенциал, а также знакомящих их с работами друг друга; картин определенного
художественного стиля, знакомящего школьников с разнообразием эстетического
осмысления мира; фотоотчетов об интересных событиях, происходящих в школе
(проведенных ключевых делах, интересных экскурсиях, походах, встречах с
интересными людьми и т.п.);

озеленение
пришкольной
территории,
разбивка
клумб,
оздоровительно-рекреационных зон, позволяющих разделить свободное
пространство школы на зоны активного и тихого отдыха;

благоустройство классных кабинетов, осуществляемое классными
руководителями вместе со школьниками своих классов, позволяющее учащимся
проявить свои фантазию и творческие способности, создающее повод для
длительного общения классного руководителя со своими детьми.
3.12. Модуль «Работа с родителями»
Работа с родителями или законными представителями школьников
осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания, которое
обеспечивается согласованием позиций семьи и школы в данном вопросе. Работа

с родителями или законными представителями школьников осуществляется в
рамках следующих видов и форм деятельности):
На групповом уровне:

Совет учреждения, родительский патруль, участвующие в
управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и
социализации их детей;

родительские дни, во время которых родители могут посещать
школьные учебные и внеурочные занятия для получения представления о ходе
учебно-воспитательного процесса в школе;

общешкольные
родительские
собрания
и
родительские
конференции, происходящие в режиме обсуждения наиболее острых проблем
обучения и воспитания школьников;

участие родителей в организации и проведении общешкольных
ключевых дел и классных мероприятий;

встречи с родителями за круглым столом, традиционный «Праздник
детства»
На индивидуальном уровне:

работа специалистов по запросу родителей для решения острых
конфликтных ситуаций;

участие родителей в заседаниях Совета профилактики
правонарушений и психолого-педагогического консилиума, собираемых в случае
возникновения острых проблем, связанных с обучением и воспитанием
конкретного ребенка;

помощь со стороны родителей в подготовке и проведении
общешкольных и внутриклассных мероприятий воспитательной направленности;

индивидуальное консультирование
c целью координации
воспитательных усилий педагогов и родителей.
4. АНАЛИЗ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Анализ организуемого в школе воспитательного процесса проводится с
целью выявления основных проблем школьного воспитания и последующего их
решения.
Основными принципами, на основе которых осуществляется анализ
воспитательного процесса в школе, являются:
- принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа,
ориентирующий экспертов на уважительное отношение как к воспитанникам, так
и к педагогам, реализующим воспитательный процесс;
- принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания,
ориентирующий экспертов на изучение не количественных его показателей, а
качественных – таких как содержание и разнообразие деятельности, характер
общения и отношений между школьниками и педагогами;
принцип
развивающего
характера
осуществляемого
анализа,
ориентирующий
экспертов
на
использование
его
результатов
для

совершенствования воспитательной деятельности педагогов: грамотной
постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирования своей
воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания их
совместной с детьми деятельности;
- принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития
школьников, ориентирующий экспертов на понимание того, что личностное
развитие школьников – это результат как социального воспитания (в котором
школа участвует наряду с другими социальными институтами), так и стихийной
социализации и саморазвития детей.
Анализ проводится с использованием анкет, опросников, мониторингов
Основными направлениями анализа организуемого в школе воспитательного
процесса являются следующие:
1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития школьников.
Положительная динамика уровня воспитанности и образовательных
результатов учащихся по итогам независимых оценочных процедур, стабильные
результаты ЕГЭ, ОГЭ. Высокий уровень мотивации учащихся к участию в научнопрактических конференциях, многопрофильных олимпиадах, творческих
конкурсах, спортивных соревнованиях, волонтерской деятельности. Низкий
процент заболеваемости и пропусков занятий. Отсутствие случаев преступлений
среди несовершеннолетних, низкий процент травматизма.
Выявленные проблемы
У некоторых обучающихся существуют
проблемы в отношении к обучению:низкий
уровень школьной мотивации,высокий уровень
тревожности и эмоциональной устойчивости
у учащихся из неблагополучных семей.
Трудности в формировании самоопределения,
самоутверждения и самореализации.

Пути решения проблем
Повышенное внимание к коррекции
определенных параметров личности через
модули : «Работа с родителями» и
«Профориентация» программы
воспитания, при продолжении работы по
психолого-педагогическому
сопровождению.

Подавляющее большинство учителей и классных руководителей имеют
квалификационные категории. Педагоги и классные руководители не испытывают
затруднения в определении цели и задач своей воспитательной деятельности, а
также в реализации воспитательного потенциала их совместной с детьми
деятельности.
Педагоги формируют вокруг себя привлекательные для школьников детсковзрослые общности; в большинстве случаев у них складываются доверительные
отношения со школьниками. Классные руководители стремятся стать для своих
воспитанников значимыми взрослыми людьми
Выявленные проблемы
- недостаточный уровень знаний по возрастной
психологии, неумения выстраивать стратегию
коррекционной работы с детьми вызывающими
трудности;
- высока доля педагогов старше 25 лет;

Пути решения проблем
Постоянная
работа
классного
руководителя по
самообразованию,
повышению уровня квалификации через
разного рода курсы, семинары, вебинары
и др.
Развитие
системы
взаимного
наставничества педагогов и классных
руководителей старшего возраста, с

одной стороны, и молодых педагогов и
классных руководителей, с другой
стороны, направленной на преодоление
профессиональных
дефицитов
в
воспитательной работе.
- высокая мотивация педагогов старше
25 лет к освоению компетенций по
использованию в воспитательной работе
возможностей информационных систем,
виртуального пространства, интернеттехнологий.

3. Управление воспитательным процессом в образовательной организации.
Стабильный высококвалифицированный педагогический коллектив. Рост
контингента обучающихся и количества классов-комплектов. Воспитательная
деятельность сопровождается достаточным нормативным обеспечением.
Классные руководители и педагоги имеют чёткое представление о
нормативно-методических документах, регулирующих воспитательный процесс в
школе, о своих должностных обязанностях и правах, сфере своей ответственности.
Администрацией школы создаются условия для профессионального роста
педагогов в сфере воспитания путем повышения квалификации в рамках курсовой
подготовки. Школьные педагоги и классные руководители поощряются
администрацией школы за хорошую воспитательную работу со школьниками
(через стимулирующие выплаты).
Выявленные проблемы
- доминирование традиционных подходов к
процессу воспитания, иногда приводящим к
росту непонимания между педагогами и
обучающимися в организации воспитательной
деятельности;
- отсутствие заинтересованности у педагогов и
классных руководителей в реализации
инновационных проектов в сфере воспитания

Пути решения проблем
Выявление профессиональных
дефицитов педагогов в сфере
коммуникации с подрастающим
поколением и разработка программы,
направленной на преодоление
выявленных затруднений в
воспитательной работе.
Развитие системы стимулирования
инновационной деятельности педагогов
в области воспитания.

2. Ресурсное обеспечение воспитательного процесса в образовательной
организации.
В школе имеются необходимые условия для условия для образовательной
деятельности в соответствии с требованиями ФГОС, СанПиН (учебные кабинеты,
медицинское сопровождение, питание, территория и т.д.). Существующая база
здоровьесберегающей, информационной, безопасной среды образовательной
организации является основой, на которой каждый талантливый, творческий
ребенок может воплотить свою одаренность в высокие результаты деятельности,
подтвержденные в конкурсах, олимпиадах и соревнованиях различного уровня.

5. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАНИЯ И
СОЦИАЛИЗАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ.
Воспитательный процесс
принципах:

должен

основываться

на

следующих

основных

 демократизм, суть которого в переходе от системы с однонаправленной
идеологией и принудительных воздействий к субъекту воспитания, к системе,
основанной на взаимодействии, педагогике сотрудничества всех участников
образовательного процесса;
 гуманизм к субъектам воспитания, в процессе которого устанавливаются
равноправные
партнерские
отношения
между
всеми
участниками
образовательного процесса, которые могут быть и субъектами и объектами
воспитания;
 духовность, проявляющаяся в формировании у школьников смысложизненных
духовных
ориентаций,
не
противоречащих
ценностным
установкам
традиционных религий, соблюдении общечеловеческих норм гуманистической
морали, интеллектуальности и менталитета российского гражданина;
 толерантность как наличие плюрализма мнений, терпимости к мнению других
людей, учет их интересов, мыслей, культуры, образа жизни, поведения в
различных сферах жизни;
 вариативность, включающая различные варианты технологий и содержания
воспитания, нацеленности системы воспитания на формирование вариативности
способов
мышления,
принятия
вероятностных
решений
в
сфере
профессиональной деятельности, готовности к деятельности в ситуациях
неопределенности;
 воспитывающее обучение - как использование воспитательного потенциала
содержания изучаемых учебных дисциплин как основных, так и дополнительных
образовательных программ в целях личностного развития школьников,
формирования положительной мотивации к самообразованию, а также
ориентации на творческо-практическую внеучебную деятельность;
 системность - как установление связи между субъектами внеучебной
деятельности по взаимодействию в реализации комплексных воспитательных
программ, а также в проведении конкретных мероприятий;
 социальность - как ориентация на социальные установки, необходимые для
успешной социализации человека в обществе;
 социальное закаливание - как включение школьников в ситуации, которые
требуют волевого усилия для преодоления негативного воздействия социума,

выработки определенных способов этого преодоления, приобретение социального
иммунитета, стрессоустойчивости, рефлексивной позиции.
В этой связи возрастает роль принципа концентрации воспитания на развитие
социальной и культурной компетентности личности, оказание помощи молодому
человеку в освоении социокультурного опыта и свободном самоопределении в
социальном окружении.
Направления работы
по Программе сформулированы исходя из идей
личностно-ориентированного
подхода,
с
определением
субъектов
образовательного процесса (школьник, педагог, семья) как самостоятельной
ценности.
К основным направлениям реализации мероприятий Программы относятся:
5.1. "Познаю мир".
Формирование ценности образования
Основным воспитательным ресурсом МБОУ СОШ№6 г.Ипатово является
образовательный процесс. Одним из главных субъектов воспитательного
процесса выступает учитель, который в большей степени чем другие может
оказывать влияние на ценностное становление личности. В образовательном
процессе происходит не только формирование знаний о мире, человеке и
процессе познания, но и происходит становление культуры действия в
соответствии с усвоенными знаниями и ценностями. Говоря о ценностях
образования, необходимо учитывать государственную, общественную,
личностную составляющие.
Особую роль в повышении образовательной мотивации учащихся и ориентации
образовательного процесса на личностные достижения учащихся играет
последовательность: результат-достижение-успех.
Для эффективного осуществления этой последовательности на практике
необходимы два условия: непрерывное расширение «поля достижений и
возможностей» и активное применение инновационных технологий. Одним
из главных компонентов воспитательного процесса является система предметных
конкурсов и игр.
Ожидаемый результат
Рост образовательных достижений учащихся МБОУ СОШ№6 г.Ипатово во всех
предметных областях и на всех ступенях обучения. Сокращение «слоя»
неуспевающих и слабоуспевающих учеников на всех ступенях обучения.
Повышение уровня психологического комфорта и удовлетворённости
образовательным процессом у учащихся и родителей. Становление

академической, творческой, социальной успешности как одного из компонентов в
системе внутришкольных ценностей.
Проект «Школа гражданина»
Задачи: Осуществление поддержки деятельности органа ученического
соуправления «Совет старшеклассников» в целях демократизации
образовательного процесса в МБОУ СОШ№6 г.Ипатово, создания условий для
реализации учениками своих интересов.
Мероприятия

сроки

ответственный

Проведение социальных акций различной
направленности:

В течение
учебного года

Зам. дир. по ВР,

1.
Общешкольный социальный проект «День
самоуправления».

Педагогорганизатор,
педагог – психолог

2.
«Мы – школьной библиотеке» (сбор
художественной литературы в фонд школьной
библиотеки)
3.

Акция «Наш школьный двор»

4.
«Акция «Наша школа» (подготовка школы к
летним каникулам и новому учебному году)
5.

«Никто не забыт – ничто не забыто»

Ожидаемый результат
- компетентный в гражданско-правовых аспектах ученик, осознающий свою
сопричастность к судьбе России
- уважающий ценности иных культур, конфессий и мировоззрений, осознающий
глобальные проблемы современности, свою роль в их решении
- креативный, мотивированный к познанию и творчеству, обучению и
самообучению на протяжении всей жизни
- уважающий других людей, готовый сотрудничать с ними для достижения
совместного результата
- осознающий себя личностью, способной принимать самостоятельные решения и
нести за них ответственность
5.2. "Мой мир".
Формирование духовно-нравственных ценностей как процесс гармонизации
внутреннего и внешнего мира юного патриота

Формирование личностных ценностных ориентаций подрастающего поколения в
современных условиях наталкивается на ряд нерешенных проблем. В их числе
противоречия, возникающие между декларируемыми российскими ценностями и
ценностями, принятыми в обществе под влиянием СМИ.
Программа "ТВОРЧЕСТВО"
Главный тезис: Любой ребенок может делать что-то лучше других.
Довольно часто основы творческих умений и сама потребность в этом виде
деятельности, закладываемые в ходе изучения школьных предметов, не получают
дальнейшего развития в системе внеучебной деятельности. Вместе с тем,
внеклассная работа может активизировать творческие способности, создавать
ситуацию выбора форм творческой деятельности, работать на идею объединения
учащихся по видам творческой деятельности. Очень важно построить такую
систему развития творческих способностей учащихся, в которой созданные
школьником продукты творчества будут действительно необходимы не только
самому ребенку, но и его классу, школе в целом. Именно поэтому, концепция
оформления МБОУ СОШ№6 г.Ипатово во многом базируется на системе
ученического творчества, а детские проекты и идеи по возможности включаются
в деятельность Воспитательной Службы школы и, таким образом, получают
целевое педагогическое сопровождение. Главная задача программы - средствами
воспитательной работы способствовать созданию в школе образовательной
среды, основанной на принципах творческого самовыражения и развития
творческих способностей ученика.














Мероприятия

сроки

ответственный

Годовой круг праздников и событий
«День знаний»
«День учителя»
«День народного единства»
«Международный день толерантности»
«День матери»
«День Героев Отечества»
Литературная гостиная
Новогодние праздники
«День снятия блокады Ленинграда»
Литературные праздники для начальной
школы в т.ч.«Праздник Букваря»
«День Победы»
Праздник выпускников «Последний
звонок»

В течение
учебного года

Руководители МО
Учителя начальной
школы
Учителя предметники
Клас.рук.

5.3. "Мое здоровье - мое будущее".
Формирование ценности здоровья и здорового образа жизни

Развитие и процветание России невозможно без всесторонне развитого,
физически, психологически и психически здорового подрастающего поколения.
Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25 – 30%
детей, приходящих в 1–й класс, имеют те или иные отклонения в состоянии
здоровья. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4
раза. Появляется близорукость, нервно-психические расстройства, нарушение
осанки, остроты зрения.
Ухудшение здоровья детей школьного возраста в России стало не только
медицинской, но и серьёзной социальной и педагогической проблемой.
Цель:
Формирования в сознании учащихся понятий ценности здоровья и здорового
образа жизни при консолидации сил всех заинтересованных сторон: школы,
здравоохранения, социальной защиты, общественности, родителей. Развитие
системы, способствующей сохранению здоровья всех субъектов образовательного
процесса.
Задачи:
создание
гигиенических,
материально-технических
психологических условий для здоровьесбережения;

и

социально-

- отслеживание санитарно-гигиенического состояния школы;
- введение инновационных технологий в информационно-пропагандистскую
работу по приобщению учащихся к здоровому образу жизни;
- организация единой системы мониторинга здоровья детей;
- формирование у каждого ученика активной мотивации заботы о собственном
здоровье и здоровье окружающих;
- способствование преодолению вредных привычек учащихся средствами
физической культуры и занятиями спортом;
- продолжение санитарно-просветительской работы по профилактике социально
обусловленных заболеваний.
- создание целостной системы, направленной на формирование культуры
здоровья и приобщения учащихся к здоровому образу жизни.
Основные направления работы:
Здоровьесберегающее образование
Цель: внедрение в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий
обучения и воспитания

Мероприятия

сроки

ответственный

1)Практикумы по внедрению стандартов нового
поколения

В течение
учебного
года

Руководители МО

2) Семинары «Здоровье сберегающие технологии в
начальной школе, основной, средней школе»

Учителя начальной
школы
Учителя
предметники

3) Подготовка методических разработок: сценарии
уроков с элементами технологии здоровьесбережения
4) Профилактика алкоголизма и наркомании среди
учащихся

Клас.рук.

5) Мониторинг состояния здоровья учащихся с целью
выявления:

Мед. персонал.

- хронических заболеваний;
-перенесенных операций;
-диспансерного учета;
6) Изучение самочувствия учащихся в школе.

Комфортная среда образовательного учреждения
Цель: обеспечение условий для создания комфортной, безопасной,
здоровьесберегающей среды в школе
Мероприятия

сроки

ответственный

1) Психолого-педагогические мастерские по
моделированию комфортной школьной среды

В течение
учебного
года

Логопед

2) Школьные лаборатории «Профилактика школьной
дезадаптации»

Психолог

Зам по АХР

3) Ремонтные работы

Физическая активность
Цель: обеспечение условий для формирования здорового образа жизни и
оптимальной двигательной активности учеников
Мероприятия

сроки

1) Работа методических объединений по отработке
В течение
обеспечения возможностей для физической активности учебного
в режиме учебного дня
года
2) Система внеклассных занятий, углубляющих знания
о культуре здоровья, поддержании активного образа
жизни, ограничения пассивно проводимого времени

ответственный
Учитель физической
культуры

Кл. рук. Начальной

школы

3) Разработка и организация системы оздоровительных
программ средствами физической культуры.
4) Организация школьных спартакиад с целью
популяризации физкультуры и спорта
6) Увеличение количества учащихся, посещающих
спортивные секции.

Профилактика нездорового образа жизни
Цель: отработка условий по профилактике нездорового образа жизни
Мероприятия

сроки

1) Семинары «Профилактика нездорового образа жизни»

В течение
учебного года

2) Конференции «Помоги себе сам»

ответственный

Социальный педагог

3) Ролевые игры «Оказание первой медицинской помощи»
4) Участие в ежегодном конкурсе среди школьников
"Соревнование классов, свободных от курения".

учитель ОБЖ,
биологии

5) Проведение недели: «Я выбираю ЗОЖ»

учитель физической
культуры

1 день - классные часы:
«Полезные и вредные привычки»
«Твое здоровье в твоих руках»
2 день – День спорта
3 день- Игра- путешествие по станциям «Формирование
жизненных навыков»
4 день - «Мой выбор» открытый классный час
5 день – конференция «Почему я скажу вредным привычкам
нет»
6 день – подведение итогов.

Профилактика травматизма
Цель: создание условий по профилактике детского травматизма
Мероприятия

сроки

ответственный

1) Классные часы по темам предупреждения
травматизма

В течение
учебного года

Кл. рук

2) Система занятий и разработка рекомендаций для
родителей по профилактике детского и подросткового
травматизма
3) Работа школьного самоуправления
4) Отработка программы «Предупреждение дорожно-

Учитель ОБЖ

транспортного травматизма»

Школа здоровья для родителей
Цель: расширение взаимодействия родителей и школы в вопросе сохранения
здоровья детей
Мероприятия

сроки

ответственный

1) Школа здоровья для родителей

В течение
учебного года

Кл.рук

Темы: «Особенности детей разных возрастных групп»;
«Профилактика вирусных заболеваний»
«Профилактика инфекционных заболеваний»

Психолог

«Профилактика стресса»

Учитель физической
культуры

«Рациональное питание»
2) Система консультационных часов для родителей по
проблемам преодоления учебных затруднений и позитивного
развития детей
3) Создание системы участия родителей в качестве
равноправных партеров школы по поддержке здоровья детей
и обеспечения их прогресса в образовании
4) Проведение спортивных соревнований с участием
родителей
5) Проведение родительских собраний на темы здорового
образа жизни

Медицинская грамотность
Цель: отработка условий формирования медицинской грамотности у детей
Мероприятия

сроки

ответственный

1) Школьный проект «Окружающая среда и здоровье»

В течение
учебного
года

Учителя ест. Цикла

2) Школьные классные часы «Профилактика
инфекционных заболеваний»

Психолог

Ожидаемый результат:
1. Созданы условия для формирования у воспитанников и обучающихся гимназии
системы знаний о здоровье и здоровом образе жизни, мотивации на сохранение и
укрепление здоровья.
2. Учебный прогресс учащихся, снижение уровня утомляемости в обучении.
3. Снижение уровня тревожности в обучении и заболеваемости учащихся.

4. Рост медицинской грамотности учащихся, рост социальной активности
школьников.
5. Повышение уровня физической активности учащихся.
6. Разработана система
образовательный процесс.

внедрения

здоровьесберегающих

технологий

в

7. Разработана система психолого-педагогического и медико-физиологического
мониторинга показателей соматического и психического здоровья, мониторинга
детского благополучия и мониторинга благополучия в образовательной среде
воспитанников, обучающихся.
8. Реализованы мероприятия в сфере отдыха и оздоровления детей и молодежи.
работой.



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.