Согласовано:
Совет Учреждения
09.09.2019г.
«Утверждаю»:
Директор МБОУ СОШ № 6
г. Ипатово
Л.В. Попова
Приказ № 198 от 02.09.2019г.
ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ УСТРОЙСТВ МОБИЛЬНОЙ СВЯЗИ
В МБОУСОШ № 6 Г. ИПАТОВО ИПАТОВСКОГО РАЙОНА
СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
Положение
об
использовании
общеобразовательных организациях
устройств
мобильной
связи
в
Разработан на основе методических рекомендаций:
Роспотребнадзор (Шевкун И.Г., Кузьмин С.В., Яновская Г.В.); ФБУН
«Новосибирский НИИ гигиены» Роспотребнадзора (Новикова ИИ., Ерофеев Ю.В.);
Управление Роспотребнадзора по Новосибирской области (Щербатов А.Ф.); ФБУЗ
«Центр гигиены и эпидемиологии по Новосибирской области (Семенова Е.В.),
Управление Роспотребнадзора по Омской области (Крига А.С., Бойко М.Н.);
Минпросвещения России (Синюгина Т.Ю., Садовникова Ж.В.);
Рособрнадзор (Кравцов С.С., Музаев А.А., Семченко Е.Е., Смирнова П.П.);
ФГБУ Российская академия образования (Зинченко Ю.П., Цветкова Л.А.,
Малых
С.Б.);
ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный медицинский университет»
Минздрава
России
(Шпагина
Л.А.);
ФГБНУ «НИИ медицины труда имени академика Измерова Н.Ф. (Рубцова
Н.Б.).
Положение
об использовании устройств мобильной связи в общеобразовательных
организациях
1. Общие положения
Целью
настоящего
Положения
является
определение
порядка
использования устройств мобильной связи в образовательных организациях
Российской Федерации, реализующих образовательные программы начального
общего, основного общего и среднего общего образования (далее-образовательные
организации, общеобразовательные программы) с целью профилактики нарушений
здоровья обучающихся, повышения эффективности образовательного процесса.
2. Международный опыт регламентации требований к режиму
использования устройств мобильной связи в образовательных
организациях
Анализ международного опыта показал, что ранний возраст начала
использования устройств мобильной связи и длительные накопленное время их
использования являются факторами, ведущим к нарушениям психики, что
проявляется у ребенка гиперактивностью, повышенной раздражительностью,
снижением долговременной памяти и умственной работоспособности, нарушением
коммуникативных способностей, расстройством сна.
Чрезмерная эмоциональная и психическая стимуляция от использования
электронных средств массовой информации вызывает у детей состояние
психологической и физиологической гипервозбужденности перед сном.
Исследования, представленные в работах российских ученых, выявили
негативные реакции у детей, использующих мобильные телефоны в
образовательной организации, существенно отличающие их от сверстников, не
использующих мобильные устройства. Негативные реакции проявлялись в виде
ослабления смысловой памяти, снижения внимания, скорости аудиомоторной
реакции, нарушений фонематического восприятия, раздражительности, нарушений
сна.
Проведенные исследования свидетельствуют об отрицательной зависимости
времени пользования смартфоном и успеваемостью у обучающихся: чем больше
времени ежедневно он тратит на смартфон, тем хуже справляется с учебными
тестами. Таким образом, интенсивное использование телефона даже для решения
учебных задач может отрицательно сказываться на учебной деятельности.
Объяснение полученной зависимости исследователи связывают с феноменом
многозадачности. Многофункциональность телефона, наличие множества
приложений неизбежно создают ситуацию многозадачности, требующую
постоянных переключений с одного вида активности на другой, в том числе в
процессе обучения. Это ведет к ухудшению усвоения материала и снижению
успеваемости.
Для оценки роли использования смартфонов в учебной деятельности в
Великобритании было проведено исследование, которое показало, что запрет на
использование телефона в школе у 16-летних школьников повышает успешность
сдачи тестов на 6,4 %.
В Австралии, Бельгии, Великобритании, Канаде, Малайзии, Нигерии,
Франции, Узбекистане, Уганде по результатам исследований выработаны
рекомендации по режиму использования устройств мобильной связи детьми, в том
числе в образовательных учреждениях.
Так, во Франции принят закон, запрещающий в школах все виды мобильных
телефонов, а также планшеты и смарт-часы.
В Бельгии и Великобритании вопрос запрета на использование мобильных
телефонов решается по каждой школе индивидуально. Общего разрешительного
или запретительного правила не установлено.
С 2019 года запрещено пользоваться мобильными телефонами в школах
провинции Онтарио (Канада) и в штате Новый Южный Уэльс (Австралия).
Запрещено пользоваться мобильными телефонами с 2012 года в Малайзии и
Нигерии, с 2013 года- в Уганде.
3. Рекомендации по упорядочению использования устройств мобильной
связи в образовательных организациях
В целях минимизации вредного воздействия на детей устройств мобильной
связи органам государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере
образования, местного самоуправления муниципальных районов и городских
округов в сфере образования, общеобразовательным организациям рекомендуется:
рассмотреть вопрос об ограничении использования мобильных устройств
связи в образовательной организации обучающимися, за исключением
детей, нуждающихся в пользовании такими устройствами по состоянию
здоровья (мониторинг сахара крови при сахарном диабете 1 типа и др.), а
также педагогическими работниками и родителями в целях снижения
рисков нанесения вреда здоровью и развитию детей в связи с
использованием
устройств
мобильной
связи;
проводить
регулярную
информационно-просветительскую
и
разъяснительную работу с руководителями образовательных организаций,
педагогическими работниками (в том числе через курсы повышения
квалификации с привлечением квалифицированных специалистов),
родителями (законными представителями) и обучающимися о рисках
здоровью от воздействия электромагнитного излучения, генерируемого
устройствами мобильной связи, о возможных негативных последствиях и
эффективности учебного процесса при неупорядоченном использовании
устройств мобильной связи в образовательном процессе;
включить в метапредметные результаты основных образовательных
программ школ вопросы формирования знаний и навыков по соблюдению
правил безопасности в современной цифровой среде;
разрабатывать памятки, инструкции, иные средства наглядной агитации по
разъяснению порядка упорядочения использования устройств мобильной
связи в образовательной организации для педагогических работников,
родителей и обучающихся;
обеспечить психолого-педагогическое сопровождение процесса, связанного
с ограничением использования устройств мобильной связи в
образовательной организации;
предусмотреть для всех участников образовательного процесса
целесообразность перевода устройств мобильной связи в режим «без звука»
при входе в образовательную организацию (в том числе с исключением
использования режима вибрации из-за возникновения фантомных
вибраций);
информировать родителей и обучающихся об их ответственности за
сохранность личных устройств мобильной связи в общеобразовательной
организации;
предусмотреть места хранения во время образовательного процесса
устройств мобильной связи обучающихся (при наличии такой возможности
и необходимости);
ограничить использование обучающимися устройств мобильной связи во
время учебного процесса;
учитывать
необходимость
использования
имеющихся
ресурсов
образовательной организации или ресурсов иных организаций (в рамках
сетевой формы) при выборе образовательных технологий и методик, в том
числе для использования доступа обучающихся к их учетной записи в
случае перехода в школе на электронные дневники, без использования
личных устройств мобильной связи обучающихся;
проводить мероприятия, направленные на воспитание культуры
использования устройств мобильной связи у всех участников
образовательного процесса, с использованием воспитательного потенциала
совместной
работы
(педагогического
коллектива
с
детьми,
старшеклассников с младшими детьми) в части воспитания культуры
использования устройств мобильной связи;
обеспечить согласование с родителями вопросов коммуникации родителей с
обучающимися в случае возникновения необходимости, внештатной
ситуации;
определить лиц, организующих выполнение мероприятий с обучающимися
и их родителями по выработке культуры безопасной эксплуатации
устройств мобильной связи, профилактике неблагоприятных для здоровья и
обучения детей эффектов; за соблюдение установленного порядка; хранение
устройств мобильной связи;
использовать время перемен для общения, активного отдыха обучающихся
между уроками (занятиями), восполнения их физиологической потребности
в двигательной активности с учетом возрастных норм; при необходимости
— использование на переменах устройств мобильной связи по прямому
назначению (для звонка, смс-сообщения);
осуществлять мониторинг и анализ работы образовательных организаций по
упорядочению использования участниками образовательного процесса
устройств мобильной связи с целью профилактики неблагоприятных для
здоровья и обучения детей эффектов, повышения эффективности
образовательного процесса и воспитания;
распространить Памятки для обучающихся, родителей и педагогических
работников по профилактике неблагоприятных для здоровья и обучения
детей эффектов от воздействия устройств мобильной связи (Приложение 2).