Положение ОДНКР

Утверждаю
Директор МБОУ СОШ №6 г. Ипатово
____________________
Л.В.Попова
Приказ МБОУ СОШ №6 г. Ипатово
от «___»_______ 20__ №___
ПОЛОЖЕНИЕ
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней
общеобразовательной школы № 6 г. Ипатово Ипатовского района Ставропольского края
об организации преподавания комплексного учебного предмета
« Основы религиозных культур и светской этики» и предметной области
«Основы духовно- нравственной культуры народов России»
1.Общие положения
1.1.Настоящее Положение об организации преподавания комплексного учебного предмета
«Основы религиозных культур и светской этики» и предметной области «Основы духовнонравственной культуры народов России» (далее – Положение) в муниципальном бюджетном
общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе № 6 г. Ипатово
Ипатовского района Ставропольского края регламентирует организацию преподавания
учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» и предметной области
«Основы духовно-нравственной культуры народов России».
1.2.Настоящее Положение разработано в соответствии с:
- Федеральным Законом «Об образовании в РФ» от 21.12.2012 № 273- ФЗ:
статья 87 «Особенности изучения основ духовно-нравственной культуры народов
Российской Федерации»;
статья 8, п.10 и статья 18, п.4 (об организации обучения в соответствии с перечнем учебников,
рекомендованных к использованию);
статья 28, п.2 («Образовательные организации свободны в определении содержания
образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по
реализуемым ими образовательным программам");
- Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования
(ФГОС НОО) (Приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 № 373);
- Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования
(ФГОС ООО) (Приказ Минобрнауки РФ от 17.12.2010 № 1897);
- Письмом Минобрнауки РФ от 9.02.2012 № МД-102-03 «О введении курса ОРКСЭ с 1 сентября
2012 года»;
- Приказом Минобрнауки России от 31.01.2012 № 69 «О внесении изменений в федеральный
компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего
и среднего (полного) общего образования, утвержденный Приказом Миобрнауки РФ от
05.03.2004 № 1089»;
- Приказом Минобрнауки России от 01.02.2012 № 74 «О внесении изменений в федеральный
базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений
Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом
Минобрнауки РФ от 09.03.2004 № 1312»;
- Приказом Минобрнауки РФ от 18.12.2012 № 1060 «О внесении изменений в федеральный
государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый
приказом Минобрнауки РФ от 06.10.2019 № 373»
- Письмом Минобрнауки от 25.05.2015 № 08-761"Об изучении предметных областей «Основы
религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов
России»;
- Письмом Минобрнауки РФ от 08.06.2011 № МД-883/03«О направлении методических
материалов ОРКСЭ»;

2

- Письмом Минобрнауки РФ от 22.08.2012 № 08-250 от 22.08.2012 года «О введении учебного
курса ОРКСЭ. (Приложение. Инструктивно-нормативное письмо «Об обучении основам
религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ) в общеобразовательных учреждениях
Российской Федерации" для учителей и организаторов введения курса»);
1.3. В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.01.2012 № 84р начиная с 1 сентября 2012 года установлено обязательное изучение комплексного учебного
предмета «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – предмет ОРКСЭ).
1.4. Предмет ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников
представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и
светских традиций многонациональной культуры России, напоминание их значения в жизни
современного общества, а также своей сопричастности к ним.
1.5. Логическим продолжением предметной области (учебного предмета) ОРКСЭ в
основной школе является предметная область «Основы духовно-нравственной культуры
народов России» (далее – предметная область и/или учебный предмет ОДНКНР).
1.6. В соответствии с вводимым Федеральным государственным образовательным
стандартом основного общего образования с 1 сентября 2015 года предметная область
ОДНКНР должна обеспечить, в том числе знание основных норм морали, культурных
традиций народов России, формирование представлений об исторической роли традиционных
религий и гражданского общества в становлении российской государственности.
1.7. Согласно нормам части 2 статьи 28 Федерального закона образовательные организации
свободны в определении содержания образования, выборе учебнометодического обеспечения,
образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам.
1.8. Принятие решения о реализации предметной области ОДНКНР через урочную и (или)
внеурочную деятельность, а также решения о выборе учебно-методического обеспечения
предметной области ОДНКНР, включение учебных модулей, содержащих вопросы духовнонравственного воспитания, в учебные предметы других предметных областей относится к
компетенции образовательного учреждения.
2.
Организация изучения предмета «Основы религиозных культур и светской
этики» и предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов
России»
2.1. Организация преподавания учебного предмета ОРКСЭ
2.1.1. Курс ОРКСЭ является обязательным для изучения в 4-ом классе,
изучается в течение учебного года как предмет базисного компонента учебного плана в
объёме 34 часов (1 час в неделю).
2.1.2. Основными задачами комплексного курса являются:
- знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской
культур, основами мировых религиозных культур и светской этики по выбору родителей
(законных представителей);
- развитие представлений обучающихся о значении нравственных норм и ценностей личности,
семьи, общества;
- обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, ранее
полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностносмысловых
мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и
культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
- развитие способностей обучающихся к общению в полиэтничной, разномировоззренческой и
многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога.
2.1.3. Учебный предмет ОРКСЭ является комплексным и представлен следующими
модулями:
- основы православной культуры;
- основы исламской культуры;
- основы буддийской культуры;

3

- основы иудейской культуры; - основы мировых религиозных культур; - основы светской
этики.
2.1.4. Модули ОРКСЭ согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям
к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен
обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе
содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного курса с другими
гуманитарными предметами начальной и основной школы.
2.1.5. Выбор модуля, изучаемого в рамках учебного предмета ОРКСЭ, осуществляется
родителями (законными представителями). Выбор фиксируется протоколами родительских
собраний и письменными заявлениями родителей (законных представителей) обучающихся.
2.1.6. Принятие решения о записи ребенка на изучение определенного модуля без согласия
родителей (законных представителей) не допускается. Представители администрации школы,
учителя, классные руководители не должны без учета мнения родителей обучающегося
определять, какой модуль будет изучать ребенок. Также родителям (законным
представителям) обучающихся должна быть предоставлена возможность смены модуля
обучения, если такое желание возникает.
2.1.7. Преподавание учебного предмета ОРКСЭ обеспечивают педагоги с необходимой
квалификацией, прошедшие соответствующую подготовку.
2.2. Реализация предметной области ОДНКНР в основной школе
2.2.1. В соответствии с ФГОС основного общего образования изучение предметной области
«Основы духовно-нравственной культуры народов России» должно обеспечить:
- воспитание способности к
духовному развитию,
нравственному
самосоверщенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к
религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию;
- знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных
традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в
поступках, поведении, расточительном потребительстве;
- формирование представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий,
их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского
общества и российской государственности;
- понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества;
-формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского
общества в становлении российской государственности.
2.2.2. Предметная область ОДНКНР может быть реализована через:
- занятия по предметной области ОДНКНР, учитывающие региональные, национальные и
этнокультурные особенности региона России, включенные в часть учебного плана,
формируемую участниками образовательных отношений;
- включение в рабочие программы учебных предметов «Обществознание», «История»»,
«Литература» и др. тем, содержащих вопросы духовно-нравственного воспитания (включение
модуля ОДНКНР);
- включение курса внеурочной деятельности «Основы духовно-нравственной культуры
народов России» в учебный план внеурочной деятельности обучающихся;
- через включение занятий (мероприятий) по предметной области ОДНКНР во внеурочную
деятельность для обучающихся 5-9 классов. Возможны экскурсии в краеведческий или
художественный музей, к местам этнографических, культурных и других памятников и т.д.;
беседы с очевидцами событий (исторических, культурных), с родными и близкими
национальных героев; участие в исследовательской и проектной деятельности; различные
социальные практики.
2.3. Преподавать предмет ОРКСЭ, предмет (курс, модуль) ОДНКНР могут педагоги школы –
учителя начальной школы, учителя-предметники основной школы, классные руководители с
необходимой квалификацией, прошедшие соответствующую подготовку и имеющие
свидетельство о прохождении курсов повышения квалификации.

4

2.4. В рамках изучения курса ОРКСЭ может осуществляться сотрудничество школы с
традиционными религиозными конфессиями, которое оформляется соглашением о
сотрудничестве.
2.5. Изучение предметов ОРКСЭ, ОДНКНР ведется по учебникам из числа входящих в
федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного
общего, среднего общего образования.
2.6. Для эффективной организации и преподавания ОРКСЭ и ОДНКНР могут
использоваться электронные образовательные ресурсы:
- сайт ОРКСЭ www.orkce.org;
- федеральный центр информационно-образовательных ресурсов - http://fcior.edu.ru;
- единая
коллекция цифровых
образовательных
ресурсов
http://schoolcollection.edu.ru.
( раздел «Культурно-историческое наследие» (произведения искусства из фондов Эрмитажа,
произведения искусства Третьяковской галереи), «Тематические коллекции» (от Руси
Киевской до Руси Московской)
- дополнительные материалы по вопросам преподавания религиозных культур, этики,
сравнительного религиоведения также можно найти на тематических интернетсайтах:
- электронная гуманитарная библиотека - www.gumfak.ru (содержит учебные пособия по
философии, культурологии, истории, произведения классиков):
- государственный музей истории религии - www.gmir.ru (содержит материал по истории
религий, искусству, имеется виртуальный музей для детей).
- информация о религиозных организациях размещена на следующих интернетресурсах
(информация о деятельности Православной церкви, календарные даты):
- http://www.patriarchia.ru/ Официальный сайт Русской Православной Церкви (Московский
Патриархат), http://www.otdelro.ru/ Отдел религиозного образования и катехизации РПЦ;
- http://www.muslim.ru Совет муфтиев России (содержит информацию о деятельности
исламской мечети, календарных датах);
- http://www.buddhism.ru Российская ассоциация буддистов;
- http://www.feor.ru/ Федерация еврейских общин России.
- сайт Общественной палаты - http://www.oprf.ru;
- сайт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации http://www.ombudsman.gov.ru (и соответствующие сайты уполномоченных по правам
человека);
- www.openclass.ru Основной ресурс сети социально-педагогических сообществ.
3.Принципы организации, формы и методы обучения по учебному предмету «Основы
религиозных культур и светской этики» и предметной области «Основы духовнонравственной культуры народов России»
3.1.
Основные принципы организации обучения по ОРКСЭ и ОДНКНР являются:
- диалогическое взаимодействие;
- приоритет личностного развития обучающихся, их интеллектуальной, духовнонравственной
и эмоциональной сферы;
- актуальность;
- опора на самостоятельность мышления обучающихся;
- вариативность (возможность выбора на уровне вопроса, задания, интерпретации, способов
деятельности и презентации образовательного результата);
- деятельностное
обучение,
которое
последовательно
реализуется через
соответствующий отбор содержания, форм, методов и видов учебной деятельности;
- соблюдения баланса между теоретическим материалом и материалом для
эмпирического и творческого освоения;
- органичное и последовательное развитие навыков учебно-исследовательской деятельности;

5

- принцип краеведения. Обучающиеся, изучая родной край, начинают осознавать, что малая
родина – часть большого Отечества, а окружающая его культурная среда – один из элементов
общероссийской культуры;
- принцип поступательности обеспечивает постепенность, последовательность и
перспективность обучения.
3.2. В качестве инструментов освоения курса ОРКСЭ в урочной и внеурочной деятельности
могут быть использованы как традиционные, так и современные обучающие технологии.
Среди них особо актуальны те, которые позволяют реализовать деятельностный подход
к обучению (исследование, различные виды проектов, мозговой штурм, анализ жизненных
ситуаций, игровые технологии, дискуссии и др.).
3.3. К наиболее предпочтительным формам учебной работы на занятиях в рамках ОРКСЭ и
ОДНКНР могут быть отнесены:
- работа с учебником;
- эвристические беседы;
- взаимные вопросы и задания групп,
- взаимообъяснение,
- различные виды дискуссий;
- учебные и социальные проекты;
- уроки-экскурсии;
- деловые и ролевые игры;
- практикумы;
- различные викторины и другие конкурсные события;
- творческие мастерские;
- сочинения, эссе.
3.4. Приоритетными формами работы с обучающимися являются: коллективная, групповая (с
постоянным и меняющимся составом учащихся) и индивидуальная творческая работа.
Предусматривается подготовка и презентация творческих проектов обучающихся на основе
изученного материала, как индивидуальных, так и коллективных.
3.5. В ходе реализации предметов (курсов, модуля) предполагается взаимопонимание с
родителями (законными представителями) обучающихся. Работа с родителями
предусматривает установление контакта с семьей, выработку согласованных действий и единых
требований.
3.6.Формы работы с родителями: родительские собрания, групповые и индивидуальные
консультации, мастер-классы, открытые уроки, беседы, совместные праздники и мероприятия.
4.Права и обязанности родителей и законных представителей обучающихся
4.1. Родители (законные представители) и обучающийся на основе образовательных, культурных
и религиозных потребностей имеют право выбрать один из модулей учебного предмета ОРКСЭ,
а также право изменить модуль обучения, если такое желание возникает.
4.2.Родители (законные представители) имеют право при возникновении спорных вопросов
при изучении учебного предмета ОРКСЭ и предметной области ОДНКНР обсуждать их с
учителем или администрацией школы в корректной форме.
4.3.Родители (законные представители) обязаны создавать благоприятные условия для
изучения обучающимися учебного предмета ОРКСЭ и предметной области ОДНКНР и
самообразования ребенка.
5.Права и обязанности администрации школы
5.1.Администрация школы должна обеспечить реализацию права обучающихся и их
родителей (законных представителей) на выбор одного из модулей учебного предмета
ОРКСЭ.
5.2.Администрация школы обязана создать условия для изучения обучающимся 4-х классов
выбранного модуля ОРКСЭ и реализации предметной области ОДНКНР в основной школе.
5.3.Администрация школы должна обеспечить прохождение курсовой подготовки педагогов.



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.